Цинковые покрытия уже более двух десятилетий широко используются в СССР при строительстве зданий из сборного железобетона как средство длительной защиты сварных соединений, когда нельзя рассчитывать на их надежную защиту путем обетонирования из-за особенностей конструкции соединении, условий производства работ или агрессивности среды эксплуатации.
Лакокрасочные покрытия оказываются непригодными, так как сгорают при сварке и недолговечны, требуют периодического возобновления, что невозможно для большой части соединений, особенно располагающихся в пределах наружных стен зданий. Требование минимальной повреждаемости покрытия при сварке связано с двухстадийной технологией его нанесения: первая стадия — до закладки деталей в бетон изделия и вторая — после сварки закладных и соединительных деталей при монтаже конструкций. Первая стадия необходима, так как должна обеспечить высокое качество защиты не только лицевой, но и тыльной стороны закладных и соединительных деталей, поскольку температурные деформации при сварке и силовые в процессе эксплуатации нарушают плотный контакт металла с бетоном, необходимый для полноценного защитного действия последнего.
Как показывает опыт, соединение электросваркой оцинкованных закладных и соединительных деталей при их толщине не менее 6 мм не сопровождается повреждением оцинковки с тыльной стороны пластин. С лицевой стороны покрытие сгорает на расстоянии не более 5 мм от сварного шва.
Сварной шов и прилегающая зона повреждения заводского защитного покрытия после обивки шлака и очистки стальными щетками от загрязнений подвергаются защите либо напылением цинка с помощью ручных электрических или газовых металлипторов, либо нанесением одного или нескольких слоев так называемых протекторных грунтов. Протекторные грушы представляют собой смесь жидкою связующего с цинком и порошком. Хорошо зарекомендовали себя в построечных условиях грунты на основе химически стойкого лака XCJ1, который отверждается как при положительной, так и при отрицательной температуре. Недостатком протекторных грунтов является их расслаиваемость в результате осаждения тяжелых частиц цинка. Поэтому при защите сварных швов необходимо часто и тщательно перемешивать состав.
Цинковые покрытия на детали в заводских условиях наносят обычно способом электрометаллизации распылением на онескоструенпые поверхности толщиной 120—200 мкм, реже — горячим оцинкопанием (погружением в расплав) ввиду большой сложности технологии с использованием кислотного травления. Толщина горячих цинковых покрытий обычно 50 60 мкм.
Теми же способами получают в заводских условиях защитные алюминиевые покрытия, которые отличаются большей стойкостью во многих агрессивных средах, однако от повреждения щелочной средой твердеющего бетона должны быть защищены путем несложной темпера ту рно - влажностной обработки (гидроксидирования).
Алюминиевые покрытия дешевле и доступнее цинковые, стойкость их выше. В частности, гидрооксидированные покрытия практически не повреждаются в отличие от цинковых при обработке изделий в автоклаве.
В условиях дефицитности цинка, трудоемкости и вредности процессов его нанесения заслуживают внимания цинксиликатные покрытия, получаемые из суспензии цинкового порошка в натриевом жидком стекле (силикат натрия). После сушки покрытие обрабатывается раствором сульфата натрия (погружением на 5—10 с), что придает ему водостойкость. Покрытие электропроводно, что обеспечивает ему протекторные свойства, аналогичные металлическому цинковому покрытию, и позволяет соединить защищаемые им детали электросваркой.
По имеющимся данным, цинк силикатное покрытие не уступает и долговечности цинковому.
При недостаточной стойкости указанных покрытий в некоторых агрессивных средах и сложных условиях эксплуатации их долговечность можно повысить путем перекрытия стойкими лакокрасочными материалами, т. е. созданием так называемых комбинированных покрытий.
Оставить комментарий