В работе [10.12] обобщены данные, свидетельствующие о влиянии напряженного состояния бетона на его коррозионную стойкость.
При сжатии на уровне 0,4х0,6Лпп стойкость бетонов в растворах сульфатов оказалась значительно более пысокой, чем и отсу ісіниі. напряжений, и выше, чем при напряжении 0,8Я„р. При всех уровнях напряжения растяжения стойкость бетона понижалась независимо от минерального состава цемента.
Очевидная связь стойкости бетона с напряжениями может быть объяснена влиянием последних на структурные характеристики бетона, степень его дефектности и проницаемость.
Призмы из бетона с В/Ц = 0,4 и 0,5, будучи растянутыми до 0,6R^ Поглощали в 2 раза больше сульфатов, чем сжатые до 0,6/?Пр, а с В/Ц = = 0,6 и 0,7 в 3...4 раза больше. Соответственно разнилась глубина проникания.
Так сквозная пористость бетонных образцов с В/Ц, равным 0,4 и 0,6, определенная при их насыщении 5%-ми растворами хлорида натрия и сульфата натрия, была в пределах 0,396—0,399 и 0,56...0,564% соответственно. При сжатии образцов до 0,6/?I[p сквозная пористость уменьшалась соответственно до 0,330...0,337 и 0,5...0,506. Дальнейшее увеличение степени сжатия до й,8А'Пр привело к увеличению соответствующих значений до 0,335...0,358 и 0,54...0,574%. Подобно этому изменялись эффективные коэффициенты диффузии растворов: уменьшались при сжатии на уровне 0,4...0,6/?Пр и увеличивались при более высоких напряжениях.
. Отмечено увеличение поперечного расширения при сжатии насыщенных жидкостями призм по сравнению с призмами в воздушно-сухом состоянии. Коэффициент поперечной деформации увеличивается с 0,2 до 0,3...0,64, что свидетельствует об облегчении роста микротрещин вследствие расклинивающего действия растворов в их вершинах.
В ЦНИИС Минтрансстроя В. Г. Голубовым были получены зависимости фильтрационной проницаемости бетона от степени напряженного состояния при сжатии. Сжимающие напряжения Rf,J'", соответствующие начальной стабилизации приращения обьема сжимаемого образца, снижают проницаемость. Рекомендованы предельные уровни сжимающих напряжений, не вызывающие увеличения проницаемости бетона:
/?11р, МПа 10 20 30 40 50 60
Отмечено [10.16] 25...50%-е снижение прочности образцов, нагруженных до 0,6Ар по сравнению с ненагруженными в растворах сульфатов, едкого натра и морской воде.
Наибольшую морозостойкость показали сжатые призмы с уровнем напряжения менее нижней параметрической точки микротрещинообра - зования R° [10.7]. В опытах [10.23] установлено повышение морозостойкости образцов, подвергавшихся переменным сжимающим напряжениям в пределах 0,35...0,46/?Пр (0,7R? t) но сравнению с ненагруженными образцами.
Поданным [10.29] о результатах натурных испытаний железобетонных балок в приливно-отливной зоне океана разрушение нагруженных образцов при замораживании шло заметно интенсивнее, чем ненагру - женных.
В работе [10.8] было показано, что влияние сжимающих нагрузок при замораживании бетона является функцией его прочности и связано с границами трещинообразования.
Большие исследования были выполнены A. M. Подвальным [10.13]. Нагруженные до 0,2Лр образцы при циклическом замораживании и оттаивании снижали динамический модуль упругости быстрее, чем не- нагруженные. Сравнительно быстрее это проявлялось при нагружении до 0,35Яр и катастрофически быстро при 0,5Лр.
При насыщении образцов и оттаивании в 5%-м растворе сульфата натрия разрушение шло быстрее, чем в воде (табл. 10.1).
Таблица 10.1. Влияние условий испытания на долговечность замораживаемого бетона
0 0,95 1 0,2 0,28 0,58 0,35 0,16 0Д6 0,5 0,07 0,14 0,65 - 0,06 |
Данные, приведенные в табл. 10.2, показывают, что сжимающие напряжения невысокого уровня увеличивают морозостойкость бетона.
Таблица 10.2. Морозостойкость сжатого бетона
|
Результаты оценки влияния напряжений изгиба (0,6/\и) на сульфатостойкость бетона [10.16] принципиально не отличаются от приведенных данных по морозостойкости.
Длительное хранение железобетонных балок в зоне переменного горизонта воды Кольского залива [10.16] привело к более интенсивному разрушению бетона при напряжениях эксплуатационного уровня но сравнению с разрушениями неиагруженных балок. Быстрее разрушалась растянутая часть сечения балок, особенно в максимально напряженной средней части пролета. Как правило, разрушение начиналось в местах силовых трещин, постепенно распространяясь по всей растянутой зоне сечения.
Интенсивное разрушение торцов балок было связано с влиянием напряжений, возникающих в результате разности температурных деформаций бетона и косвенной арматуры.
Прогибы балок, замораживающихся и оттаивающих в воде, существенно превышали прогибы балок, находившихся на воздухе.
При этом и первых было отмечено появление дополнительных грещин в растянутой части сечения с напряжениями в бетоне 0,7...0,85Яр при постоянной нагрузке.
Наблюдались случаи разрушения балок по наклонным сечениям, по-видимому, в результате снижения прочности бетона на растяжение.
Влияние напряженного состояния на интенсивность коррозии бетона можно представить графически [ 10.9j в виде кривой с экстремумом (рис. 10.1).
Анализ поведения [10.12] железобетонных элементов, подвергающихся в процессе эксплуатации действию жидкой среды и статической нагрузки и разнообразных сочетаниях но уровню, знаку, очередноегн и продолжительности приложения, но всей поверхности или в наиболее напряженных участках, показывает, что в результате изменения свойств бетона существенно и необратимо изменяется напряженно-деформиро - 3 ванное состояние в сечениях и важнейшие параметры элемента: размеры сжатой и растянутой частей сечения и их соотношение, уровни напряжений в них, положение равнодействующей усилий в сечениях, а соответственно и деформативность, прогибы и несущая способность.
Увлажнение, низкие и высокие температуры могут рассматриваться как воздействия, эквивалентные механической нагрузке.
Подробно результаты исследований и предложения по учету напряженного состояния при прогнозировании стойкости железобетонных конструкций равно как и по учету действия среды при прогнозе долговечности конструкции излагаются в [10.6].
Здесь же уместно высказать некоторые соображения о сравнительной стойкости предварительно напряженных конструкций. С одной стороны, известны случаи внезапных обрушений [10.2], вызванных хрупким коррозионным разрушением некоторых видов напрягаемой арматуры (см. гл. 7). Однако анализ обстоятельств таких аварий показывает, что почти все они связаны либо с недоучетом агрессивности среды, действующей уже в процессе изготовления конструкции (возведения сооружения), или при эксплуатации в сочетании с допущенными дефектами производства работ, среди которых наиболее распространены хлоридное загрязнение бетона и несовершенное 'заполнение (инъецирование) каналов в конструкциях с натяжением арматуры на бетон.
Если допустить, что из улйминутых аварий будут извлечены должные уроки и будет существенно повышена культура производства предварительно напряженных конструкций, то последние должны отличаться более высокой стойкостью, чем конструкции с ненанрягаемой арматурой. Это связано с тем, что, как правило, при предварительном напряжении по расчету принимается более высокая прочность бетона, которая обычно сопровождается пониженной проницаемостью. В таких конструкциях, особенно большепролетных, принимается большая толщина защитного слоя.
Наконец, в агрессивных средах нормы [10.5] ограничивают ширину или не допускают раскрытия трещин, о роли которых будет сказано далее. Однако нельзя не привести одного примера неудачного конструирования и исполнения конструкции [10.3]. При обследовании сборных ребристых преднаиряженных плит покрытия фонаря здания котельного отделения ГРЭС было обнаружено растрескивание и отслаивание бетона
У Rpn I Rp |
<J < О. |
Рис. 10.1. Влияние напряженного состоянии Іьі интенсциностъ Коррм'їии бетона
£ - показатель интенсивности коррозии под нагрузкой; — то же, при отсутствии внешней нагрузки; А — А, — зона торможения коррозии бетона при сжатии; A T В, и А В зоны интенсивной коррозии бетона при высоких уровнях сжатия и растяжения
В ребрах, где под защитным слоем толщиной 20—25 мм располагалась напрягаемая арматура. Разрушение бетона ребер было вызвано коррозией арматуры и, прежде всего, ненапрягаемого стержня диаметром 8 мм, расположенного под предварительно напряженной и имевшего защитный слой толщиной от 0 до 12 мм, т. е. никак не зафиксированного в проектном положении при бетонировании. Его коррозия была следствием нейтрализации защитного слоя, который, оказавшись разрушенным продуктами коррозии, уже не смог длительно защищать напрягаемую арматуру, к которой через трещины поступала дождевая вода, кислые газы, кислород.
В результате на отдельных участках поверхности преднапряженной арматуры образовался слой ржавчины толщиной до 3 мм.
Оставить комментарий