msgbartop
Оборудование для производства строительных блоков
msgbarbottom

27 Авг 13 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ДОБЫЧИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛИЦОВОЧНОГО КАМНЯ

Камень также древен, как и наша планета Земля. Он древен, но не вечен. Камни рождаются, старятся и исчезают. С появлением человека на земле изменилась и жизнь камня. Начиная с истоков культуры вплоть до текущих дней камень сопровождал человеческую жизнь, запечатлевая стремления целой эпохи, отражая ход мировой истории.

Благодаря своей великолепной сохранности камень сыграл особую роль в истории материальной и духовной культуры человечества.

Именно в камне многие народы до наших дней сохранили следы

Своей самобытности, а их культурное наследство тем богаче, чем многочисленнее его каменные памятники.

Камень служил человеку прежде всего как материал для изготов­ления орудий труда, домашнего обихода, ремесла, промыслов, а также оружия. Из камня люди изготовляли чаши для растирания зерна,

Ножи, лопаточки, скребки, топоры, молотки, наконечники для копий

И стрел и многие другие предметы. На камень наносили различные рисунки и первые письменные знаки. Картины на камне древних художников удивительно выразительно передают движение. «Петро­глифы», т. е. наскальные рисунки, например, хорошо просматриваются на скалах восточного берега оз. Онежского у устья р. Водлы в мест­ности Бесов Нос. Нередко цветной камень получал применение в религиозных обрядах. У некоторых народностей появилась вера в целебные свойства камня. Местами эта вера сохранилась до наших дней. Именно этим объясняется традиция носить камень на теле в виде амулета или талисмана. Широкое распространение получил камень в ювелирном искусстве. Все чаще камень начали использовать для изготовления поделок. Прочный камень послужил прекрасным материалом для изготовления печатей, эмблем и деловых знаков, а также античных гемм. Люди запечатлевали на камне различные исторические события. До наших дней сохранился базальтовый столб с высеченными на нем 282 законами вавилонского царя Хаммурапи. Из камня изготовляли приборы, рассчитанные на длительное пользова­ние. Уникальный Камень Солнца (календарь ацтеков) имеется в столи­це Мексики. Он имеет форму цилиндра с диаметром около 4 м и над­писи, по которым с удивительной точностью до наших дней определяют периоды движения небесных тел, сроки лунных и сол­нечных затмений и другие знаменательные даты. Из камня изготов­ляли в древности музыкальные инструменты. Один из уникальнейших 6

Каменных музыкальных инструментов был обнаружен археологами во Вьетнаме. Этот инструмент, названный литофоном (по форме напоминающий ксилофон), хранится в Музее Человека в Париже.

Целую эпоху развития человеческой культуры называют «камен­ным веком». Огромнейшая область использования камня — строитель­ство. Уже на первых этапах развития человек стал применять камень как строительный материал и для украшения, оценив его блеск, гармонию рисунка и яркость окраски. Декоративно-облицовочные камни Египта, Греции, Китая послужили основой создания ряда великих архитектурных сооружений до нашей эры.

Трудно представить большие богатства цветных камней, чем те, какими был украшен древний Рим.

Простота и спокойствие Египта, яркость чистых красок Греции, пестрая роскошь Римской империи сочетались со сказочными богат­ствами самоцветов Востока.

Широкое использование камня в монументальном строительстве связано с Ассиро-Вавилонией и Египтом. Самым древним памятником горного дела являются сохранившиеся до наших дней каменоломни древнего Египта, в которых добывался камень для сооружения знаменитых пирамид египетских фараонов, особенно примечательны каменоломни близ Ассуана.

За двадцать восемь веков до нашей эры на левобережье Нила вблизи Нубийской пустыни воздвигнуто величайшее архитектурное сооружение всех времен — пирамида Хеопса, для строительства которой добыто 2,5 млн. м3 блоков известняка. Пирамида вызывает восхищение колоссальными размерами, строгими пропорциями и высоким совер­шенством работы древних строителей. Она имеет высоту 147 м.

В непосредственной близости с Афинами находится уникальное Пентиликонское месторождение желтовато-белого мрамора, являю­щегося великолепным материалом для скульпторов и зодчих, поэтому культура камня в Греции расцвела особенно пышно. Из греческого мрамора возведен Парфенон — один из самых совершенных архитек­турных ансамблей, характеризующийся ритмичностью и соразмер­ностью частей.

Широкое распространение получил камень в строительстве обьек-* тов древней Византии. Храм Святой Софии в Константинополе является в этом отношении показательным. Для украшения этого храма привозили зеленый мрамор с Фессалии, красный порфир из Египта и другие красивые камни с островов Греции. Архитектурным памятником Византии служат руины христианской базилики в Хер - сонесе на окраине нынешнего Севастополя. Ее колонны высечены из полосчатого привозного мрамора.

В древнем Риме применяли белый мрамор. Из него возводили театры, колоннады, различные общественные здания. Часто римские здания украшались отполированным порфиром и гранитом.

Одно из удивительнейших сооружений из мрамора находится в индийском г. Агра. Строение—сказку сооружали почти 25 лет

Двадцать тысяч мастеров из разных стран. Индийский резчик по камню Гандахар-и-Мультан «сплетал» здесь великолепнейшее кружево каменных орнаментов. Француз Остен сложил мозаичные картины из камня. Конструктор Измаил хан Руми из Константинополя создал сияющие купола. А общее руководство осуществлял индийский зодчий Мухаммед Устад Иса. Это строение — мираж, каменный цветок, выражающий вечную печаль по любимой, Шах Джехан велел воздвигнуть его над гробницей своей жены. Волшебство — Мавзолей Тадж Махал. Изысканный, благородный и белоснежный мрамор как бы светится изнутри, а голубоватые прожилки слезами струятся в теле камня.

В X в. стали широко применять облицовочный камень на Руси, особенно во время бурного роста Киева. В X и XI в. строятся в Киеве многие роскошные каменные дворцы. Десятинная церковь, шедевр русского каменного зодчества — собор Киевской Софии, мра­морный пол которого словно донышко драгоценной шкатулки, призванное отразить красоту храмовых сокровищ. Прекрасно испол­нена в соборе резьба по мрамору. Впечатляет совершенно един­ственный в своем роде саркофаг Ярослава Мудрого.

В XIV в. развивается строительство белокаменной Москвы, в украшении которой широко использовались мячковские (подмосков­ные) белые известняки.

В XVII—XVIII в. впервые Россия выступает на мировую арену со своими богатствами декоративных, поделочных и драгоценных камней. Для изготовления монументов и скульптур требуются до­статочно крупные блоки камня, причем монолитные. Размеры наи­более крупных монолитов неодинаковы для разных видов камня. Так, на Среднем Урале была добыта самая крупная глыба розового орлеца массой в 47 т, которая после обработки превратилась в саркофаг массой 7 т, ныне хранящийся в Петропавловском соборе в С.-Петербурге. А вот максимальные глыбы нефрита, найденные в долине р. Онот, весили всего 9—10 т, или, например, самая крупная глыба яшмы в России была добыта в Ревневской каменоломне на Алтае, ее масса составила 40 т. Говоря о монолитах — гигантах, следует упомянуть о дольменах, погребальных каменных домах доисторических людей, живших более 4 тыс. лет назад. Дольмен — это гигантский прямоугольный ящик из четырех боковых вытесанных из камня плит с плоской каменной крышей. В нашей стране дольмены строились жителями Черноморского побережья Кавказа и горного Крыма. Отдельные камни дольменов имели линейные размеры до

4 м и весили до 22 т. Следует отметить, что нелегко было поднимать такие тяжести на уровень стен дольмена в то время, когда не было никаких подъемных механизмов.

Но из истории камнедобычи особый интерес представляет добыча наиболее крупных блоков декоративного камня. Случаи добычи гранитных монолитов весьма больших размеров не единичны. Так, на одном из карьеров Сирии в 3 в. был добыт монолит размером 8 4,3x4,6x21,0 м массой около 800 т. Этот монолит служил основанием под колонной Юпитеру в г. Баальбеке (Сирия). Крупнейшие в мире монолиты были добыты в нашей стране. В 1770 г. в Петербург был доставлен огромный монолит (камень «Гром»), использованный в ка­честве постамента памятника Петру I. Размеры этого камня

15.0 х 9,0 х 7,0 м. Этот камень был доставлен от берегов Финского залива в Петербург по специальным желобчатым рельсам на медных шарах. Грандиозный гранитный блок для Александровской колонны, возвышающейся на площади Урицкого в С.-Петербурге, был добыт в 1832 г. в каменоломне недалеко от Выборга. Монолит первоначально имел длину 30 м и весил 3700 т, после обработки размеры значительно уменьшены. Но даже сейчас при длине 25,6 м, диаметре 3,6 м и массе 600 т колонна является величайшим монолитным камнем.

Многие, очевидно, не знают, что первоначально Исаакиевский собор сооружался из мраморов Карелии по проекту Ринальди. В строении Исаакия использовались розовые мраморы Тивдии и серо-полосчатые Рускеалы. Но зодчий Ринальди с задачей не справился. Недостроенный собор разобрали и через 40 лет на его месте осуществился проект великого архитектора Огюста Монферрана. Исаакий называют «гимном камню». В каменоломнях возле Выборга в 1830 г. добывались монолиты для колонн Исаакиевского собора, высота каждой колонны 17 м, масса 115 т, число колонн 46.

Мраморный дворец, помпезные Орловские ворота, архитектурные ансамбли Петродворца. Чесменская ростральная колонна высотой 22 м, воздвигнутая в честь победы над Турцией в 1787 г., и многие другие архитектурные шедевры Петербурга сооружены из мраморов Карелии.

В 1918 г. по инициативе и при участии В. И. Ленина был принят «План монументальной пропаганды», предусматривавший сооружение в Москве, Петрограде и других городах страны памятников тем, кто беззаветно служил народу своим разумом, талантом и своей жизнью. Пламенные речи В. И. Ленина на открытии памятников Радищеву, Белинскому, Лермонтову, Чернышевскому в 1918—1919 гг. послужили идейной и художественной программой советской скульптуры и оказали плодотворное влияние на дальнейшее развитие советского искусства.

1 мая 1920 г. В. И. Ленин заложил первый камень памятника К. Марксу в Москве. Много времени пришлось затратить до тех пор, пока удалось разыскать монолит для сооружения памятника К. Марксу.

И только глубокой осенью 1960 г. на Кудашевском гранитном карьере у с. Скелеватка Днепропетровской обл. был найден и выколот блок требуемых размеров 1,5 х 5,0 х 3,6 м, массой 750 т. В 1958 г. в Головинском карьере был добыт монолит лабрадорита размером

9.0 х 1,5 х 1,5 м, который после соответствующей обработки на месте был отправлен в Москву для Мавзолея В. И. Ленину. В 1958 г. на Каменнобродском месторождении (примыкающего к Головинскому)

Был добыт блок размерами 3,3 х 3,7 х 3,3 м, массой 150 т для сооружения пьедестала под памятник В. В. Маяковскому в Москве, а в,1964 г. был добыт редкостный блок габбро-норитов Слипчицкого месторождения размерами 3x4x5 м, массой 180 т для постамента памятника Льву Толстому. В 1984 г. на Емельяновском карьере на Украине был добыт блок красного гранита массой 320 т для строительства памятника В. И. Ленину в Москве на Октябрьской площади, а в 1989 г. на том же карьере добыты два блока размерами

6,0 Х 3,5 х 10,0 м для строительства памятника В. И. Ленину в г. Коломна, Московской обл.

Примеров добычи крупноразмерных блоков в карьерах СНГ можно привести много. Особенно часты случаи их добычи в карьерах Украины, которая по минерально-сырьевым ресурсам на облицовочный камень занимает одно из ведущих мест в стране и является основным поставщиком облицовочных изделий и блоков из красного, серого и порфировидного гранита, черного габбро-норита, темного и серого ирризирующего лабрадорита. Декоративно-облицовочные камни Укра­ины нашли широкое применение в строительстве ряда уникальных монументов и сооружений как в нашей стране так и за рубежом: это Мавзолей В. И. Ленину в Москве, где использованы слипчицкие габбро^нориты, турчинские серые и головинские черные лабрадориты, лезниковский красный гранит, Памятник В. И. Ленину в Берлине, Херсоне, Житомире, Латышским стрелкам в Риге, Т. Г. Шевченко в Киеве, здание горсовета Киева изготовлены из емельяновского гранита. Коростышевский серый гранит широко использовался при строительстве Ленинского мемориального комплекса в Ульяновске, дворца культуры «Украина» в Киеве, большого каменного моста в Москве, памятника В. И. Ленину в Севастополе. Слипчицкие габбро-нориты применены в строительстве таких зданий и монументов как библиотека им. В. И. Ленина в Москве, памятник Г. И. Петровско­му и здание издательства «Радянська Украина» в Киеве, памятника С. П. Королеву в Житомире, а головинские лабрадориты в мемориаль­ном комплексе «Хатынь» в Беларуси, памятниках генералу

Н. Ф. Ватутину, героям-арсенальцам в Киеве, памятниках В. И. Ленину в Донецке, Киеве, Чернигове, Ильичевске (Одесская обл.), жертвам блокады в С.-Петербурге, Юрию Долгорукому в Москве и многих других. Корнинский и жежелевский граниты широко использованы как и другие камни Украины в зданиях и сооружениях автогиганта в Тольятти, Московского, Киевского и Харьковского метрополитенов. Из жежелевского гранита сооружен памятник Т. Г. Шевченко в Москве. Перечень уникальных монументов, памятников, архитектурно-строи­тельных зданий и сооружений, выполненных за последние десятилетия из камней, добытых в странах СНГ, в нашей стране и за рубежом практически трудно составить из-за их многочисленности.

Издавна из каменных монолитов и особенно гранитных высекали скульптуры и ансамбли. Такой ансамбль мы видим при • входе в Новый Эрмитаж на улице Халтурина в С.-Петербурге. Десять

10 фигур могучих _ атлантов высотой 5 м из серого сердобольского гранита поддерживают на своих плечах балкон.

Но, пожалуй, самым грандиозным ансамблем гранитных скульптур является композиция в одном из парков Осло, созданная Густавом Вигелланом, который отдал этому творению 40 лет жизни. Каменная симфония состоит почти из двухсот скульптур из гранита, которые изображают жизнь человека от его рождения до смерти, рисуя бесконечный, но замкнутый круг жизни. Самая высокая деталь ансамбля — обелиск высотой 17 м из светлого холодного гранита, на котором мы видим переплетение бесчисленных человеческих тел, по спирали взбирающихся вверх.

Камень и искусство — два неотъемлемых и дополняющих друг друга понятия. Именно в камне архитекторы и скульпторы воплощают свои разнообразные замыслы. Камень статичен и превосходно переда­ет спокойную созерцательную красоту статуй, к тому же камню как никакому другому материалу характерна вечность и нетленность. Из всех скульптурных камней мрамор во всех разновидностях обладает особым очарованием. Нет другого материала на земле, который был бы чисто белым, словно выпавший снег. Белый мрамор своей удивительной чистотой вызывает впечатление чего-то неземного и недосягаемого. Черные камни вызывают ощущение торжественного великолепия и мощи. Широкую фантазию возбуждают у человека бесчисленные пестрые разновидности мрамора с голубоватыми, зеле­ными, лиловыми, красными, желтыми и других цветов жилками и пятнами. Сегодня человеческая цивилизация немыслима без камня. Он находит свое применение в архитектуре и строительстве, в кам­нерезном производстве и ювелирной промышленности, в поделках и скульптурах, в искусстве и промышленности.

Вечны и всегда своевременны слова акад. А. Е. Ферсмана: «Шире, смелее дорогу камню в науку и технику, в искусство, архитектуру и в самую жизнь—жизнь яркую, красочную, полную труда и твор­чества».

Оставить комментарий