Когда появился железобетон — искусственный камень, коюрыи не ржавеет — как сталь, не гниет и не горит как дерево, многим казалось, что, наконец, найден материал, который будет, если не вечным, то, во всяком случае длительно стойким и сроки его службы будут измеряться столетиями. Но прошли первые десятилетия эксплуатации бетонных и железобетонных сооружений и выяснилось, что взаимодействие железобетона с окружающей средой достаточно сложно, и все чаще стали отмечаться случаи, когда обычный бетон оказывался недостаточно стойким. Прежде всего это было обнаружено на морских сооружениях — первоначально главной области применения бетона и железобетона. Выявилась необходимость исследования процессов взаимодействия бетона и железобетона с окружающей средой как в природных условиях, так и в промышленных средах. На основании этих исследований в настоящее время созданы нормативы для проектирования, изготовления н применения железобетонных конструкций повышенной долговечности длл различных и специальных условий эксплуатации.
Как правило, железобетон используется в сооружениях и конструкциях, предназначенных для достаточно длительных сроков эксплуатации. Следует иметь в виду трудности с повторным использованием железобетона. Это стало особенно заметно в последние годы, когда случаи преждевременного повреждения конструкций участились, а во время реконструкции предприятий в связи с совершенствованием технологии и оборудования потребовались разборка и замена конструкций. Если при металлических конструкциях в этих условиях возможна их переплавка — использование как вторичного сырья в металлургии, то испопьзовать вышедший из строя железобетон не так просто. Это требует проектирования и возведения сооружений, рассчитанных не на возможно более длительный срок эксплуатации, а на заранее заданный рациональный срок службы. С этих позиций железобетонные сооружения можно разделить на две основные группы: сооружения, срок службы которых практически не ограничен и исчисляется сотнями лет, и на сооружения, для которых срок службы может быть заранее назначен с достаточной точностью, например с точностью в 10—20 лет. К первой группе можно отнести сооружения, которые, условно говоря, корректируют природу — морские берегоукрепительные сооружения, сооружения защиты от лавин, некоторые категории мостов, для которых можно предвидеть стабильные нагрузки во времени, большинство подземных сооружений, в которых трудно предвидеть возможность реконструкции, большие плотины, ирригационные сооружения, уникальные сооружения (телебашни, мемориальные сооружения) и т. п. Ко второй группе относятся промышленные сооружения, сроки службы которых определяются сроками коренных изменений в технологии и в развитии техники, жилые л общественные здания, требования к которым определяются ростом потребностей человека.
Придание конструкциям стойкости к внешним воздействиям представляет собой сложную эколого-технологическую проблему, которая появилась в результате вторжения человека со своими сооружениями в природную среду. Для анализа возможных процессов, возникающих при контакте среды и материала сооружений необходимо знание характеристик окружающей среды, агрессивных по отношению к железобетону и свойств бетонов и арматуры различного вида и состава — их поведения в различных средах. Основной тенденцией в современном развитии техники повышения долговечности железобетона в агрессивных внешних условиях приоритет отдается так называемым методам первичной защиты — повышению стойкости бетона и его защитных свойств по отношению к арматуре. Лишь для железобетона, предназначенного для эксплуатации в сильноагрессивных средах разрабатываются методы изоляции поверхности сооружений от контакта с внешней средой методом защиты поверхности пленочными покрытиями, т. е. вторичной защиты.
Способы придания долговечности железобетонным конструкциям — в значительной степени технико-экономическая задача, и, как всякая задача, решение которой дает не сиюминутный эффект, требует сопоставления расходов на повышение долговечное ги не только с прямым эффектом, но и со многими дополнительными эффектами в виде улучшения экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенических условий в помещениях промышленных предприятий, жилых и общественных зданиях.
Состояние воздуха в промышленных центрах привело к усилению агрессивного влияния окружающей среды на конструкции, что ухудшает не только их декоративный внешний вид, но и создает опасность появления преждевременной коррозии конструктивных элементов. При ЭТОМ, в первую очередь, повреждаются ответственные чувствительные к коррозии соединительные элементы сборных конструкций современных зданий, особенно крупнопанельного домостроения.
Рассмотрение проблем повышения долговечности должно осуществляться в двух аспектах: изучение характеристик окружающей среды и выявление ведущих факторов воздействий среды на арматуру и бетон, особенно на железобетонные конструкции в целом; изучение механизма и кинетики коррозионных процессов и разработка на этой основе способов повышения стойкости бетона и железобетона в агрессивных средах.
Есть различные определения термина "долговечность" применительно к строительным материалам, конструкциям и сооружениям. Долгове1 ность для строительных материалов — относительное понятие, так как она будет различной в разных условиях эксплуатации. Это создает определенные трудности при классификации агрессивных сред, так как оценка степени агрессивности внешней среды по отношению к конструкциям из различных материалов будет неоднозначной.
Долговечность может быть определена как способность материала или конструкции из этого материала сохранять эксплуатационную пригодность в течение определенного заданного в проекте срока ее службы.
При вероятностном подходе к проектированию конструкций определяющим показателем качества конструкции является ее надежность, которая связана с вероятностью успешной эксплуатации в течение заданного срока, в то время как долговечность связана с вероятным сроком существования в запроектированных условиях.
Для оценки долговечности материала необходимы единицы измерения. В этом случае долговечность может определяться как "мера" сопротивления материала износу и физико-химическим изменениям в определенных условиях использования и (или) хранения. Такое определение позволяет обосноваїь меюды испытаний на долговечность, приняв и качестве критерия стойкость к воздействиям, характерным для условий эксплуатации материала или конструкции из него. Стойкость может определяться как фактическая, так и относительная но сравнению с материалом известной стойкости. Однако в первом случае испытании могут оказаться слишком длительными, а их ускорение за счет изменения вида или условий воздействия агрессивной среды может внести изменения в механизм коррозионных процессов. Вопрос о прогнозе стойкосш бетона во времени рассматривается в гл. 11.
Только при соответствии свойств бетона внешним воздейсі виим возможно длительное существование сооружений. Есть много примеров, когда сооружения из одинаковых материалов длительно существовали в одних условиях и быстро разрушались — в других. Так, на побережье Средиземного моря сохранились сооружения, построенные римлянами на пуццолановом вяжущем, в течение почти 2000 лет. В то же время на побережье Баренцева моря, где сооружения в приливно-отливной зоне подвергаются более чем 300 циклам 'вмораживания и оттаивании в год, при насыщении морской водой обычные бетоны разрушаются в течение нескольких дней. Устойчивыми в этих условиях оказываются только специальные бетоны.
Особенности конструкции опор моста через реку Эмба в районе с силыюминерализованными грунтами и грунтовыми водами (рис. 1.1) учитывали как условия эксплуатации железобетона в этих агрессивных условиях, так и особенности производства работ в пустынной местности. Старая конструкция опор была неиндустриальной — требовала проведения на месте большого объема работ, в том числе ручного труда для изоляции бетона от контакта с агрессивной средой; ведения puGoi при водоотливе и т. п. Примененная конструкция свай но-эстакадных опор, основным несущим элементом которых явились центрифугированные железобетонные сваи диаметром 60 см из бетона низкой проницаемости и дополнительно защищенные поверхностной пропиткой раствором битума в керосине при 80°С с выполнением всех работ, кроме погружения, в заводских условиях позволила индустриализировать работы и придаїь надежность конструкции при службе в агрессивных условиях. Эксплуатация в течение 25 лет подтвердила надежность решения. Этот пример показывает зависимость долговечности железобетона в сооружениях от конструктивных особенностей сооружения и необходимость отказа от устаревших решений, не учитывающих условия производства работ и требования долговечности.
В суровых климатических условиях основные повреждения бетона и железобетона бывают обусловлены недостаточной морозостойкостью бетона при многократном попеременном замораживании и оттаивании или при длительном вмерзании конструкций в лед, особенно в условиях засоленности грунтовых или поверхностных вод.
Случаи быстрого повреждения строительных конструкций в зданиях и сооружениях химической промышленности, цветной металлургии, гальванических цехов и других производств, в технологическом процессе которых используются сильные кислоты, растворы солей и щелочей, в значительной степени определяются нарушениями правил эксплуатации оборудования и зданий, в которых это оборудование расположено. Аварийные проливы агрессивных жидкостей, неисправные трубопроводы,
Рис. 1.1. Свайно-эстакадный мост в районе с силытоминерализован - ными грунтами А - бетонная опора старой конструкции на деревянных сваях и с вторичной защитой поверх ности бетона; б — свайная опора на железобетонных сваях, изготовленных методом центрифугирования и обработанных раствором битума в керосине [1.5] |
Нарушение работы вентиляции приводят к попаданию на поверхность бетонных и железобетонных конструкций веществ, реагирующих с цементным камнем, что сопровождается быстрым падением прочности бетона, а в дальнейшем коррозией арматуры и потерей несущей способности конструкции. В ряде случаев коррозионные повреждения развиваются, когда конструкции спроектированы без учета возможных агрессивных воздействий. Так было, например, с плитами проезжей части железобетонных мостов. Для борьбы с гололедом применялись хлористые соли. Вследствие диффузии хлор-ионов в тело бетона и депассивации началась коррозия арматуры.
Коррозия арматуры в настоящее время является одной из главных причин повреждения железобетонных конструкций. Недостаточная толщина защитного слоя, повышенная проницаемость бетона, подвергавшегося тепловой обработке, не создают достаточно надежной защиты стальной арматуры от коррозии в эксплуатационных условиях повышенной влажности и температуры. Примером преждевременного выхода из строя железобетонных конструкций являются кровельные плиты покрытий в цехах тепловой обработки заводов сЬорного железобетона [1.7]. Массовое повреждение таких плит отмечается после 10—15 леї эксплуатации. Это приводит к значительным затратам на восстановление и ремонт сооружений.
Долговечность железобетонных конструкций может быть гарантирована, если бетон, арматура и железобетонная конструкция в целом соответствуют условиям работы — воздействиям внешней среды.
Можно привести много примеров недостаточной длительности сроков службы бетона в различных условиях. В качестве основных причин повреждения в работе [1.16] справедливо названы:
Нарушение правил эксплуатации (перегрузки, динамический удар, усталость, проливы агрессивных жидкостей и т. п.);
Истирание и износ (дорожные и аэродромные покрытия, морские берегозащитные сооружения, полы и т. п.);
Замораживание и оттаивание (изменения температуры и .щажности окружающей среды);
Влияние і лзовоздуїпііоіі среды (изменения температуры и влажности, действие углекислоты);
Выщелачивание — коррозия первого вида (растворение и вынос компонентов цементного камня);
Химическое воздействие веществ, растворенных в воде или кошами - рующих с бетоном (коррозия II и III видов — действие кислот, сульфатов, солей, органических кислот и т. п.);
Внутренняя коррозия (взаимодействие щелочей цемента и реакцион - носпособного заполнителя); коррозия арматуры;
Несовместимость материалов бетона (различие в деформативных свойствах, термическая несовместимость и др.).
Воздействие этих факторов, рассматриваемых в дальнейшем, и определяет сроки службы бетона и железобетона в конкретных условиях. Данные о сроках службы железобетона в различных сооружениях в настоящее время приводятся на основании опыта эксплуатации сооружений в различных странах.
Например, в работах [1.14, 1.15] приведены данные о средних сроках службы железобетонных конструкций (табл. 1.1), которые приняты за основу при проектировании и экономических расчетах в Японии.
Обобщенные данные о сроках службы морских сооружений (годы) на побережье Японского моря [1.11] показывают значительное различие долговечности сооружений в зависимости от их конструктивных решений :
Набережные из массивов сплошной кладки............................................... 75 -85
TOC \o "1-3" \h \z пирсы и набережные на бычковых опорах из массивов............................. 70-75
Набережные и пирсы из массивов-гигантов............................................. 45—50
Эстакада из железобетонных свай............................................................. 14—16
Трудность решения вопроса о сроках службы состоит в том, что мы уверенно можем говорить о сроках службы сооружений, построенных сравнительно давно, которые подверглись достаточно длительному воздействию внешней среды. В то же время техника изготовления железобетонных конструкций так же, как и технология производства цемента и его свойства, изменялись во времени. Неуклонное стремление повысить марку цемента привело к повышению средней тонкости помола цемента, а это, в свою очередь, к увеличению степени гидратации цемента в начальный период и уменьшению клинкерного фонда в затвердевшем цементном камне, что снижает способность его к самозалечиванию [1.10].
Внедрение интенсивных технологических режимов в производство сборного железобетона — широкое применение прогрева с целью интенсификации твердения - приводит к изменению структуры цементного камня в бетоне и изменению соответственно его стойкости. При анализе причин повреждения железобетонных конструкций затруднительно исключить возможные случайные отклонения от нормативных требований при производстве работ в условиях эксплуатации. Однако могут быть выявлены некоторые общие закономерности коррозионных воздействий и их результатов. Обратимся к типичным примерам, известным в технической литературе.
Материал |
Материал н конструкция |
Срок службы (предел), годы |
Нижний^ средний J верхний |
Таблица 1.1. Расчетные сроки службы бетона и железобетонных конструкций [1.15] |
Бетон Обычный бетон Автоклавный легкий бетон Бетонные блоки Сборный железобетон толщиной, см: 4 8 12 Плиты |
30 10 10 |
70 35 45 |
Нет предела 60+ о 70 +с |
Сталь Дерево
При мечанне. Срок а может быть учтен при очень умеренном воздействии окружающей среды.
По данным [1.9], отмечены типичные повреждения железобетонных дымовых труб в верхней части, в так называемой "зоне окутывания" отходящими газами. Это естественно, так как именно в этой зоне газы, ры - ходящие из трубы, охлаждаясь, приближаются к точке росы или при высокой влажности воздуха образуют конденсат, содержащий, если это дымовые газы от сжигания угля, сернистую и серную кислоты. Именно эти агрегаты являются источником "кислых" дождей, которые в дальнейшем разрушающе действуют не только на конструкцию трубы, но могут быть причиной коррозии сооружений и на большом отдалении, от места выхода в атмосферу. Можно полагать, что только введение более совершенных методов газоочистки и улавливания агрессивных веществ будет способствовать улучшению охраны окружающей среды и соответственно снижению ее агрессивности.
Не менее показательны повреждения строительных конструкций на химических предприятиях, в технологическом процессе которых применяются реагенты, агрессивные по отношению к бетону и железобетону.
Обзорные и обобщающие данные о коррозии бетона и железобетона в различных средах и о способах защиты от коррозии содержатся в работах [1.8 и 1.13]. На проектирование защиты строительных конструкций химических предприятий от коррозии [1.12] как основное направление в реализации результатов исследований стойкосіи бетона и железобетона и методов ее повышения должно быть обращено основное внимание. Вторичная защита покрытием поверхности лакокрасочными материалами, мастиками, облицовкой необходима только в том случае, если нельзя избежать контакта сильноагрессивной среды с поверхностью бетона.
15 25 30 15 15 10 |
40 55 70 40 50 35 |
60 +а 80 Нсопред. 60 +в 100 80 + a |
Вопросы коррозии арматуры и железобетонных конструкций детально рассмотрены в [1.1, 1.2]. Коррозии и защите бетона гидротехнических сооружений посвящена книга [1.6], содержащая обширный экспериментальный материал. Защита от коррозии железобетонных конструкций транспортных сооружений рассматривается в работах [1.3, 1.5].
В работе [1.4] проведен анализ массовых повреждений свай в морских сооружениях на черноморском побережье. Статистическая обработка результатов обследования, при котором фиксировалось появление трещин в зоне переменною горизонта воды на сваях, различавшихся по срокам твердении до заПинкн, выявила вполне четкую картину (рис. 1.2, 1.3). Обследование цен грифу тированных опор копык інші сені на линиях в местности с континентальным климатом показало преимущественное повреждение в виде продольных трещин, обусловленных перепадом ісмнсрагур но сечению опоры при неравномерном щюцн не опор, освещаемых солнцем, чю было подтверждено расчетом іемпсратурньїх напряжений. Продольные трещины создавали опасность коррозии арматуры.
При обследовании таких же опор на участке, где линия железной дороги проходила вдоль мелкого водоема, заполненного минерализованной водой, можно было четко видеть развитие коррозии бетона в виде шелушении и коррозии арматуры со стороны водоема. Местность характеризовалась сильными ветрами, при которых с водоема неслись брызги воды, содержащей соли [1.5].
Аналогичная картина наблюдалась на столбах освещения автодороги, расположенных вблизи проезжей чаасги. Зимой при усиленной обраоох- ке проезжей части растворами антиобледенителей брызги при проезде автомашин попадали на поверхность опор и примерно на высоту 1 —1.5 м отмечалось повреждение бетона — шелушение.
Можно привести много примеров повреждения строительных конструкций в промышленных зданиях различных производств. В первую очередь повреждаются конструкции в местах возможного попадания проливов жидких агрессивных сред — в проемах перекрытий, через которые проходят трубопроводы в нижней части колонн, на которые попадают агрессивные жидкости при мокрой уборке, в местах выхода воздуха, содержащего агрессивные газы, например, в проемах фонарей и рядом расположенных ферм и других конструкциях покрытий.
60 |
0,05 0,15 0,25 0,55 0,Ь56в„,„а НАЧАЛЬНОЕ ОБЖАТИЕ Рис. 1.3. Влияние продолжителен сти твердения бетона свай до первого ч. імо - раживания на их повреждаемость N — то же, что на рис. 1.2 |
ЬО 20 |
• OV •s |
О |
||
И |
О п |
О |
|
• О |
• * |
О |
N, % N;/. |
60 20 |
Рис. 1.2. Повреждаемость свай в зависимости от начального обжатня предиапряженных свай N - поврежденные сваи в первый год после забивки [1.4],% |
40 80 І20 І60 |
ВРЕМЯ ОТ ЗАБИВКИ ДО ЗАМОРАЖИВАНИЯ. СУТ |
Естественно, что в промышленных зданиях кроме основных строительных конструкций коррозионному воздействию подверіаїшся в наибольшей степени технологические лотки и резервуары, а іакже конструкции подземных сооружений — тоннелей, приямков, подвалов и і. п. Мертвые зоны под перекрытиями также являются часто местом наиоо. чь - ших коррозионных повреждений.
Важным обстоятельством, которое должно учитываться при определении стойкости железобетонной конструкции, является влияние напряженного состояния конструкции на ее стойкость. Как бетон, так и арматура изменяют свои свойства, находясь в напряженном состоянии. При сжатии до определенного предела (нижний предел микротрещинообразо - вания) бетон уплотняется, а его стойкость повышается как к действию замораживания и оттаивания, так и химически агрессивной среды. При растягивающих напряжениях стойкость быстро уменьшается, так как разрушение бетона происходит, когда сумма растягивающих напряжений от внешней нагрузки и от коррозионных процессов превысит прочность бетона на растяжение (см. гл. 10).
Оставить комментарий