msgbartop
Оборудование для производства строительных блоков
msgbarbottom

08 Сен 13 АРХИТЕКТУРА И КАМЕНЬ

Огромную роль в строительстве и архитектуре многих городов нашего государства, в создании их неповторимого облика, их строгого и стройного вида сыграло широкое применение разнообразных природ­ных камней. Особенно широкомасштабно начал использоваться в оте­чественной архитектуре и строительстве камень в последние 300 лет.

293

Наиболее яркий пример этому использование природного камня в архитектурных памятниках и сооружениях Петербурга — Петрогра­да— Ленинграда. Рассматривая историю применения природного кам­ня в отечественной архитектуре и строительстве, можно выделить несколько периодов, в каждом из которых создаются прекраснейшие неповторимые изделия из' камня.

Одним из таких периодов является время использования природного камня в архитектуре стиля раннего барокко (1700—1760 гг.). Типичной для этого периода была относительная простота внешней архитектурной отделки большинства построек, что объясняется ограниченными эко­номическими возможностями нашего государства в тот период. Второй этап развития русской архитектуры (середина XVIII в.), именуемый развитым барокко, отличается чертами высокой декоративности, не­обыкновенной живописности и пластичности архитектуры каждого здания, обилием лепки, разнообразием обрамления дверей и окон картушами, множеством скульптур во внешнем оформлении зданий.

Почти шестидесятилетний период существования архитектурного стиля барокко характеризуется широким использованием в первую очередь монохромных карбонатных пород преимущественно серых, светло-серых, зеленоватых тонов, представленных известняками, до­ломитами, туфами. Эти породы использовались для устройства фундаментов, кладки цокольных этажей, сооружения лестниц, настилки тротуаров. Примерно в 1750 г. началось широкое использование креп­ких известняков и мраморов для изготовления колонн и пилястр, капи­телей, карнизов и других архитектурных деталей. Известковые туфы в этот период большей частью использовались в качестве статуарного камня, а также для сооружения фонтанов, устройства балюстрад и других декоративных целей. В этот же период началось использование более крепких пород, таких как гранит. Однако объемы его потребления были ограничены. В основном эти камни использовались при стро­ительстве пристаней и верфей, оборонительных фортов в заливах, реже при строительстве общественных и жилых зданий.

Период с 1760 по 1860 г. охватывает архитектуру классицизма в России и характеризуется большим количеством монументальных зданий, в которых в качестве конструктивных и декоративно-облицо - вочных материалов широко использовался природный камень высокой прочности. В этот же период в монументальном строительстве начали широко использовать черные шунгитовые сланцы и породы типа габбро и лабрадоритов. Наличие значительных запасов природного облицовочного камня в России позволило создать во многих городах и прежде всего в Петербурге уникальные, величественные сооружения и неповторимые архитектурные ансамбли. В 1762 г. в Петербурге начала свою деятельность Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы, которая уделяла большое внимание планировке городов, ансамблевой застройке площадей и строительству мостов.

Здания и сооружения этого периода характеризуются последова­тельным использованием форм и приемов классической архитектуры

294 античного времени. Они отличаются большой художественной вы­разительностью и величественной простотой, достигаемых с мини­мальным использованием декоративных средств. Именно в период господства в русской архитектуре стиля строгого классицизма были созданы выдающиеся мемориальные памятники и другие высокоху - 9 дожественные произведения, такие как памятник Петру I, установ­ленный у Инженерного замка, памятник Петру I «Медный всадник», памятник А. В. Суворову, обелиск «Румянцева победа» в Ленинграде, памятник Минину и Пожарскому в Москве и другие. В этот период в Москве и С.-Петербурге сооружается ряд уникальных в архитек­турном отношении зданий и монументов. Здания характеризуются применением гранитов для стилобатов, цоколей, парадных лестниц и других архитектурных элементов. В стиле высокого архитектурного классицизма строят в России в этот период ряд соборов.

Следующим этапом применения природного камня в архитектуре и строительстве следует рассматривать эпоху капитализма (1861 — 1917 гг). В этот период в строительстве городов превалировали три архитектурных направления:

Эклектизм, выражающийся в формальном механическом соедине­нии различных архитектурных стилей и характеризующийся широким применением облицовочного камня для цоколей и цокольных этажей, устройства лестниц, пандусов, изготовления из камня орнаментных элементов и других архитектурно-строительных деталей. Характерно, что в этот период в основном использовались дешевые природные камни;

Модерн, характеризующийся нарочитой причудливостью и наду­манностью архитектурных форм с широким использованием природ­ного камня;

Неоклассицизм ретроспективного характера, то есть обращенного в архитектуру прошлого, который ускорил распад архитектуры типа модерн. Характерным для рассматриваемого времени является ши­рокое применение природного камня, главным образом для облицовки фасадов большинства строящихся зданий.

Последним этапом использования камня в архитектуре и стро­ительстве является послереволюционный советский период. В этот период декоративный, долговечный и конструктивный материал, которым является природный облицовочный камень, начал широко применяться в строительстве и архитектурной отделке общественных и административных зданий, создании мемориальных комплексов и некоторых жилых домов. В камне начали строиться новые сооружения — метрополитены. Потребность в камне постоянно воз­растает в связи со строительством пешеходных и транспортных тоннелей, мостов, набережных, путепроводов и других объектов, архитектурное оформление которых требует больших объемов природ­ного облицовочного камня. Значительный объем монументального строительства и сооружения памятников выдающимся государствен­ным деятелям, ученым, писателям приходится также на этот период.

Оставить комментарий