Огромную роль в строительстве и архитектуре многих городов нашего государства, в создании их неповторимого облика, их строгого и стройного вида сыграло широкое применение разнообразных природных камней. Особенно широкомасштабно начал использоваться в отечественной архитектуре и строительстве камень в последние 300 лет.
293
Наиболее яркий пример этому использование природного камня в архитектурных памятниках и сооружениях Петербурга — Петрограда— Ленинграда. Рассматривая историю применения природного камня в отечественной архитектуре и строительстве, можно выделить несколько периодов, в каждом из которых создаются прекраснейшие неповторимые изделия из' камня.
Одним из таких периодов является время использования природного камня в архитектуре стиля раннего барокко (1700—1760 гг.). Типичной для этого периода была относительная простота внешней архитектурной отделки большинства построек, что объясняется ограниченными экономическими возможностями нашего государства в тот период. Второй этап развития русской архитектуры (середина XVIII в.), именуемый развитым барокко, отличается чертами высокой декоративности, необыкновенной живописности и пластичности архитектуры каждого здания, обилием лепки, разнообразием обрамления дверей и окон картушами, множеством скульптур во внешнем оформлении зданий.
Почти шестидесятилетний период существования архитектурного стиля барокко характеризуется широким использованием в первую очередь монохромных карбонатных пород преимущественно серых, светло-серых, зеленоватых тонов, представленных известняками, доломитами, туфами. Эти породы использовались для устройства фундаментов, кладки цокольных этажей, сооружения лестниц, настилки тротуаров. Примерно в 1750 г. началось широкое использование крепких известняков и мраморов для изготовления колонн и пилястр, капителей, карнизов и других архитектурных деталей. Известковые туфы в этот период большей частью использовались в качестве статуарного камня, а также для сооружения фонтанов, устройства балюстрад и других декоративных целей. В этот же период началось использование более крепких пород, таких как гранит. Однако объемы его потребления были ограничены. В основном эти камни использовались при строительстве пристаней и верфей, оборонительных фортов в заливах, реже при строительстве общественных и жилых зданий.
Период с 1760 по 1860 г. охватывает архитектуру классицизма в России и характеризуется большим количеством монументальных зданий, в которых в качестве конструктивных и декоративно-облицо - вочных материалов широко использовался природный камень высокой прочности. В этот же период в монументальном строительстве начали широко использовать черные шунгитовые сланцы и породы типа габбро и лабрадоритов. Наличие значительных запасов природного облицовочного камня в России позволило создать во многих городах и прежде всего в Петербурге уникальные, величественные сооружения и неповторимые архитектурные ансамбли. В 1762 г. в Петербурге начала свою деятельность Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы, которая уделяла большое внимание планировке городов, ансамблевой застройке площадей и строительству мостов.
Здания и сооружения этого периода характеризуются последовательным использованием форм и приемов классической архитектуры
294 античного времени. Они отличаются большой художественной выразительностью и величественной простотой, достигаемых с минимальным использованием декоративных средств. Именно в период господства в русской архитектуре стиля строгого классицизма были созданы выдающиеся мемориальные памятники и другие высокоху - 9 дожественные произведения, такие как памятник Петру I, установленный у Инженерного замка, памятник Петру I «Медный всадник», памятник А. В. Суворову, обелиск «Румянцева победа» в Ленинграде, памятник Минину и Пожарскому в Москве и другие. В этот период в Москве и С.-Петербурге сооружается ряд уникальных в архитектурном отношении зданий и монументов. Здания характеризуются применением гранитов для стилобатов, цоколей, парадных лестниц и других архитектурных элементов. В стиле высокого архитектурного классицизма строят в России в этот период ряд соборов.
Следующим этапом применения природного камня в архитектуре и строительстве следует рассматривать эпоху капитализма (1861 — 1917 гг). В этот период в строительстве городов превалировали три архитектурных направления:
Эклектизм, выражающийся в формальном механическом соединении различных архитектурных стилей и характеризующийся широким применением облицовочного камня для цоколей и цокольных этажей, устройства лестниц, пандусов, изготовления из камня орнаментных элементов и других архитектурно-строительных деталей. Характерно, что в этот период в основном использовались дешевые природные камни;
Модерн, характеризующийся нарочитой причудливостью и надуманностью архитектурных форм с широким использованием природного камня;
Неоклассицизм ретроспективного характера, то есть обращенного в архитектуру прошлого, который ускорил распад архитектуры типа модерн. Характерным для рассматриваемого времени является широкое применение природного камня, главным образом для облицовки фасадов большинства строящихся зданий.
Последним этапом использования камня в архитектуре и строительстве является послереволюционный советский период. В этот период декоративный, долговечный и конструктивный материал, которым является природный облицовочный камень, начал широко применяться в строительстве и архитектурной отделке общественных и административных зданий, создании мемориальных комплексов и некоторых жилых домов. В камне начали строиться новые сооружения — метрополитены. Потребность в камне постоянно возрастает в связи со строительством пешеходных и транспортных тоннелей, мостов, набережных, путепроводов и других объектов, архитектурное оформление которых требует больших объемов природного облицовочного камня. Значительный объем монументального строительства и сооружения памятников выдающимся государственным деятелям, ученым, писателям приходится также на этот период.
Оставить комментарий