С начала периода массового использования природного облицовочного камня в архитектуре и строительстве формировались и развивались классические приемы архитектурных решений отделки зданий и сооружений природным камнем. Фасады зданий облицовываются каменными плитами и изделиями на высоту 1—2 этажа. Для этих целей используются высокодекоративные прочные горные породы интенсивных расцветок, главным образом различные граниты. Камню, как правило, придается фактура полированная и «скала». Архитектурные каменные детали и изделия должны вырисовываться на фоне стены.
Для особо важных архитектурных построек и монументальных зданий применяется в основном сплошная облицовка фасадов. Верхние этажи отделываются более светлым камнем простой пиленной или полированной фактуры, так как на больших расстояниях исключается возможность рассмотреть декоративные особенности камня. Нижние части зданий облицовываются более темными камнями.
Интерьеры зданий и метрополитенов отделываются главным образом мраморными плитами различных расцветок полированной фактуры. Большая роль отводится здесь правильной компоновке плит для получения естественного рисунка, присущего той или иной разновидности камня.
Разнообразная окраска природных облицовочных камней дает возможность строителям, архитекторам, скульпторам осуществлять оригинальную цветовую и фактурную отделку как архитектурных, так и скульптурных произведений.
Из многочисленных строительных материалов, применяемых в монументальном строительстве, природные облицовочные камни являются наиболее колоритными и долговечными, позволяют создать яркие архитектурные и скульптурные ансамбли, отличающиеся высокой выразительностью и красотой.
Преимущество цветного камня перед другими строительными материалами состоит в его высоких художественно-декоративных особенностях, в высокой механической прочности, долговечности, морозостойкости, устойчивости против агрессивного влияния пресных и соленых вод.
Широкий ассортимент изделий и облицовочных материалов из природного камня с их богатой гаммой расцветок позволяет архитекторам, скульпторам и строителям в каждом конкретном случае делать выбор декоративного камня для своих творческих решений и осуществлять сооружение объектов на высоком идейно-художест - венном уровне.
В архитектурных ансамблях гранит незаменим. Часто он служит своеобразным связующим звеном, объединяющим части в единое целое. Гранит как материал привлекает зодчих в поисках 296 архитектурного образа различных по своей типологии общественных сооружений.
Убранство из природного камня всегда полностью соответствует архитектурному образу любого репрезентативного, величественного здания. Впечатление монументальности достигается благодаря композиции основных объемов здания, колоссальности ордера, крупной фактуре «шуба», обрамление входных дверей и окон полированным камнем. Все это создает сложную контрастную игру поверхностей, подчеркивает красоту и разнообразие форм здания.
Долгое время взаимоотношение архитекторы и скульптуры укладывалось в привычные канонические связи элементов композиции и фигуры, цоколя, стилобата. Все более усложняющиеся взаимосвязи скульптурных и архитектурных форм приводят к необходимости отказаться от канонических решений. В свою очередь это приводит к более свободному владению материалами, часто к их новым и неожиданным сочетаниям и соединениям. Можно выделить три основные тенденции взаимосвязи архитектурной и скульптурной форм: скульптурные монументы; архитектурно-скульптурные; архитектурноскульптурные ансамбли.
Среди примеров, иллюстрирующих первую тенденцию,— памятники выдающимся деятелям государства, деятелям науки и культуры. Такие памятники являются, как правило, композиционными центрами просторных торжественных площадей, выразительными градостроительными доминантами. Скульпторы и архитекторы ищут также пластически образные средства, которые помогли бы достойно воплотить в бронзе и граните Ьбразы выдающихся личностей общества. Немаловажную роль в индивидуализации памятников принадлежит правильному выбору материалов, решению пьедесталов, благоустройству. Интересны решения, когда фигура и постамент выполнены из одного материала гранита.
В скульптурных монументах взаимоотношение статуи и пьедестала строится на принципах ньюанса и контраста.
В первом случае темная бронза гармонирует с серыми гранитами, во втором — контрастирует с красными гранитами. Выразительный художественный эффект дает и контраст полированных и необработанных поверхностей гранита.
Примерами архитектурно-скульптурных ансамблей являются монументы в честь героической обороны Ленинграда, Октябрьской революции в Киеве, боевой Славы Советских Вооруженных Сил во Львове. Каждый из них наполнен своим содержанием. Например, в С.-Петербурге за высоким обелиском, на котором золотом начертаны памятные всем даты начала и окончания войны,— гранитное кольцо с разломом, обращенным в ту сторону, откуда город нанес свой сокрушительный удар по врагу. Внутри кольца как реквием героям — Вечный огонь светильников вокруг скульптурной группы «Блокада». Такая композиция воплотила в граните и бронзе трагедию города и подвиг его защитников.
Благодатнейший облицовочный материал — мрамор. Именно в нем впитана голубизна озерной воды, сумрачная таинственность леса, розовая нежность зари и густой багрянец вечернего горизонта, поэтому и столь большая его популярность у архитекторов и скульпторов. Мастерство обработки этого удивительного камня совершенствовалось веками. Чем больше мы всматриваемся в архитектурные и скульптурные произведения из мрамора, тем больше выявляем многоликость его красы. Среди множества облицовочных камней красный и малиновый кварцит трудно перепутать с другим камнем, его выделяет в архитектурных сооружениях пурпурная торжественность.
Уникален по своей красоте черный «арап» — карельский шунгит. Прошло уже много времени, когда при сооружении Исаакиевского и Казанского соборов, храма Исаакия Далматского в Петербурге широко использовался шунгит, но не потускнела его полировка, не угас цвет.
Гранит мы видим в огромных колоннах и цоколях зданий, в монументах и устоях мостов. Этот камень пестрит в наружной облицовке большинства архитектурных сооружений, приумножает славу своих месторождений и своих мастеров. Существуют целые каменные города, построенные с использованием в больших количествах облицовочного гранита,— С.-Петербург, Москва, Петрозаводск, Киев, Житомир и другие.
Лабрадориты отличаются красивой игрой цвета полевого шпата в синих, голубых, васильковых, зеленых и золотистых тонах, поэтому они имеют огромный все возрастающий спрос при облицовке общественных зданий, строительстве памятников и монументов.
Составление каталога уникальных архитектурных сооружений и монументов с использованием природного облицовочного камня можно характеризовать как титанический труд, так как количество этих объектов огромное. С развитием цивилизации камень оживает и требует углубления знаний о нем. «Камень—не предмет роскоши, тщеславия или богатства, камень — практически выгодный материал, исключительный по своей прочности, неизменяемости, неувядающей окраске»—исчерпывающая характеристика этого уникального минерального сырья дана академиком А. Е. Ферсманом в его очерках.
Оставить комментарий