msgbartop
Оборудование для производства строительных блоков
msgbarbottom

01 Сен 13 ДЕКОРАТИВНОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ ОЦЕНКИ

Декоративность породы может быть достаточно полно оценена тремя основными параметрами: цветом, текстурой и фактурой.

Каждый из отмеченных параметров характеризуется рядом признаков, подразделяемых на категории и оцениваемых определен­ным количеством баллов. Балльная степень весомости каждого признака определяется путем опроса группы экспертов с пос­ледующим усреднением результатов опроса. Оценка признака экспертами производится методами органолептического анализа (анализ чувственных восприятий человека) и инструментальными методами физико-химического анализа. Эксперты должны обладать хорошим художественным вкусом и достаточной компетенцией в вопросах производства и применения продукции из природного облицовочного камня.

Одним из главных параметров, характеризующих декоратив­ность камня, является цвет, восприятие которого обусловлено различным распределением энергии по спектру светового по­тока, попадающего в зрительный анализатор. Цвета разделя­ются на хроматические, отнесенные к I категории цветности, и ахроматические, отнесенные соответственно ко II категории цветности.

Среди хроматических цветов выделяют основные из них — желтый, синий и красный и составные из них, образующиеся в результате слияния двух или трех основных: оранжевый, фиолетовый и зеленый. Смешиванием основных хроматических цветов достигается также множество промежуточных.

Из ахроматических цветов выделяют черный, черно-серый, темно­серый, средне-серый, светло-серый, бело-серый и белый цвета. Ме­дицинскими исследованиями подтверждается, что человеческий глаз способен различать до 300 ахроматических оттенков, отличающихся друг от друга степенью светлоты.

Цвет облицовочного камня обусловлен химическим составом горной породы и содержанием в ней примесей. Так, соединения кальцита и долмита имеют белый цвет, углистые и другие ор­ганические соединения дают серые тона, соли марганца и оксиды железа обусловливают розовые цвета, хлоритовые и серпентинитовые

149

Частицы пород вызывают зеленые тона, закисное железо фонирует серые, черные и бурые расцветки.

Кварц, полевые шпаты и темноцветные компоненты определяют цвет изверженных пород. Кварц сам по себе бывает бесцветен, черный, лилово-розовый и даже голубой. Полевые шпаты имеют красную, розовую, желтую или серую окраску в зависимости от фазового состава и состояния оксидов железа. Роговая обманка, эпидот темнят граниты, придавая им зеленые оттенки.

Цвет камня характеризуется: цветовым тоном X, насыщенностью Р и светлотой В. Цветовой тон определяется доминирующей длиной волны спектрального цвета X, выражаемой в нанометрах, измерения которой производятся с помощью спектрофотометров типа СФ-ФО или калориметрами типа КНО-3 и компараторов цвета.

Примерные границы участков спектра для основных цветов природных облицовочных и поделочных камней, добываемых в нашей стране, приведены в табл. 6.1.

Под насыщенностью цвета Р следует понимать степень разбав­ления спектрального цвета белым. Насыщенность спектральных цветов равна единице, ахроматических — нулю. Насыщенность цветовых тонов достигается прибавлением любого ахроматического тона. Так, прибав­ление черного цвета дает темно-синие, зеленые, темно-коричневые тона, а добавление белого цвета обусловливает розовые и бледно - голубые тона. Степень насыщенности камней хроматических цветов делится, как видно из табл. 6.2, на четыре категории.

Таблица 6.1

Ориент нровочныс і раницы участков спектра для основных месторождений поделочною и облицовочною камня (по данным ВНИПИИС'тромсырье)

Цвет

Г раницы участков спектра, нм 10'’

Облицовочный камень

Красный

760 -620

Граниты капустинский, курдайский, шайдинский. мрамор сдлиэтский

Красно-оран-

620 600

Граниты емельяновский, дидковичский, ново-

Жевый

Даниловский

Оранжевый

600—590

Гранит лезниковский

Оранжево­

Желтый

590 580

Туф азизбсковский

Желтый

580—570

Туф болнисский, мартиросский, мрамор фо - минский

Желто-зеленый

570—550

Отдельные разновидности мрамора кульдурского

Зеленый

550—520

Кальцифир корейский, офиокальцит саткинский

Зелено-голубой

520—500

Гранит майкульский, туфодацит бердянский

Голубой

500 485

Мрамор слюдянский

Синий

485—470

Мрамор колосовский, таштагольский

Сине-фиолето­

Вый

470—440

Лазурит новобыстренский, ляджуардарский

Фиолетовый

440 380

Чароит морозовский

Светлота В характеризуется степенью интенсивности отражения света поверхностью камня. Она измеряется блескомером типа БФ-2 в процентах к светлоте эталона и используется для характеристики камня ахроматического ряда в соответствии с семиступенчатой шкалой, предложенной ВНИПИИСтромсырьем (табл. 6.3).

Таблица 6.2

Категории насыщенности цвета облицовочных камней (по ланным ВНИПИИСгромсырье) основных месторождений СНГ

Наименование

Категории

Насыщенно­

Сти

Коэффициент

Насыщен-

Сти

Категории насыщенно­сти цвета

ДЕКОРАТИВНОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ ОЦЕНКИ

Облицовочный камень

 

0,8—1,0

0.4—0,8

0,1—0,4

0,1

Красные мраморы и мраморизованныс известняки салиэтские и шрошинскис, зеленые мраморы кульдурские Красно-серый гранит карлахтинский, фиолетово-серый мрамор агверанский

Зеленовато-серый туф бердянский, блед - но-голубой мрамор слюдянский, блед - но-розоый мрамор кибик-кордонский, гранит майкульский Камни ахроматических цветов с едва уловимым «холодным» или «теплым» тоном (мрамор прохоро-баландинский, известняк бодракский)

Интенсив-

Но-насы-

Щенный

Средне­

Насыщен­

Ный

Слабо-

Насыщен­

Ный

Ненасы­

Щенный

 

ДЕКОРАТИВНОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ ОЦЕНКИ

Таблица 6.3

Семиступенчатая шкала светлоты камня

Ступени

Светлоты

Наименова­ние ступеней

Светлота, %

ДЕКОРАТИВНОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ ОЦЕНКИ

Облицовочные камни месторождений СНГ в зеркальной фактуре полировки

 

3,5—5,7

5,7—9,0

9,0—14,0

14.0— 22,0

22.0— 35,0

35.0— 56,0

56.0— 89,0

подпись: 3,5—5,7
5,7—9,0
9,0—14,0
14.0— 22,0
22.0— 35,0
35.0— 56,0
56.0— 89,0

Черные

Черно­

Серые

Темно­

Серые

Средне­

Серые

Светло­

Серые

Бело­

Серые

Белые

подпись: черные
черно
серые
темно
серые
средне
серые
светло
серые
бело
серые
белые
Мраморизованные известняки агур - ский. улья-нарошенский, хорвирабский. габбро слипчицкий. ропручейский, лабрадорит головинский, каменноброд - ский, горбулевский

Лабрадорит, турчинский, исаковский, федоровский, мраморизованный извест­няк садахлинский

Г раниты кудашевский, жежелевский, старобабанский, танский Г ранит янцевский, коростышевский. мрамор уфалейский, козиевский Гранит крошнянский, мрамор лопот- ский, газганский

Гранит севасайский, мрамор слюдян­ский

Мраморы коелгинский. прохоробалан - динский, известняк бодракский

Изменение светлоты темных тонов улавливается зрительным анализатором легче, чем светлых. Крайние ступени (I и 7) отвечают понятию «черный» и «белый» камень, серые и цветные камни характеризуются пятью промежуточными ступенями с диапазоном светлоты 5,7—56,0%. Наиболее декоративными камнями ахроматиче­ского ряда считаются белые и черные. Высокая степень светлоты камня воспринимается человеком как радостная, легкая, а низкая светлота как печальная, тяжелая.

ВНИПИИСтромсырьем составлена классификация природных облицовочных камней ахроматического ряда, учитывающая раз­личную степень декоративности в зависимости от светлоты (табл. 6.4),

Чем больше светлота камня, тем сильнее воздействие цветового тона на зрительный анализатор. Аналогично воздействует и кон­трастность рисунка.

Белые и серые камни почти всегда имеют цветовые оттенки с малой насыщенностью, определяемые термином «теплые» (желтые, кремовые) или «холодные» (голубоватые). «Холодные» тона, как правило, повышают декоративность белых и серых камней, «теплые»» тона снижают декоративность камней серых оттенков.

Таблица 6.4

Классификация декоративности камня ахроматического ряда в зависимости от светлоты

Категория

Светлоты

Ступени

Светлоты

Светлота, %

Наименова­ние ступеней светлоты

Примечание

I

1

3,5—5,7

Черные

Декоративность повышает

6

35—56

Бело-серые

Белый рисунок на черном

7

56—89

Белые

Фоне и черный на белом

II

5

22—35

Светло­

Декоративность повышает

Серые

Наличие рисунка

III

4

14—22

Средне­

Серые

3

9—14

Темно­

Серые

2

5,7—9,0

Черно­

Серые

При оценке декоративности камня дополнительно учитывается ряд других важных признаков: цветовое предпочтение (уникальность), игра тонов основного цвета, сочетание цветов. Цветовое предпочтение характеризует степень редкости и оригинальности расцветок данного образца по сравнению с другими природными камнями.

По цветовому предпочтению камни подразделяются на 3 ка­тегории: I — уникальные, редко встречающиеся в природе; II — сравнительно редко встречающиеся в природе; III —рядовые (табл. 6.5).

Однородность цвета характеризует степень однородности расцветки у одноцветных камней и степень однородности основного цвета у многоцветных камней. По этому признаку облицовочные камни разделяются на однородные и неоднородные.

Таблица 6.5

Классификация камней по цветовому предпочтению (по данным ВНИПИИСтромсырьс)

Доминирующий цвет

подпись: доминирующий цвет

Камни

подпись: камниКатегории

Цветового

Предпочтения

I

Лабрадориты,

Габбро

Граниты и анало­гичные извержен­ные породы

Мраморы, извест­няки, травертины

Туфы

подпись: лабрадориты,
габбро
граниты и аналогичные изверженные породы
мраморы, известняки, травертины
туфы
Предельно-черные, лабрадорит с большим количеством иризирующих включений (свыше 10% общей поверхности)

II Черно-серые, лабрадорит черный и серый с ра­дужными включениями (до 10% обшей по­верхности)

III Черный, черно-серый и серый без иризирую­щих радужных включений

I Нежно-голубой, зеленовато-голубой, бирюзо­вый, оранжево-желтый и красный

II Насыщенно-красный^ голубовато-серый, бело­серый

III Светло-серый, средне-серый, темно-серый, розовато-серый

I Голубой, синий, зеленый, прозрачный с раз­личными оттенками

II Насыщенно-красный, желтый, черный, розовый

III Белый, серый

I Голубой, зеленый, голубовато-зеленый

II Желтый, рисунчатый, кирпично-красный, фиолетово-розовый, черный

III Розовый, коричневый с включениями непра­вильной формы

Признак сочетания цветов учитывает степень соответствия окраски камня основным положением калористики по цветовым контрастам и цветовой гармонии. По сочетанию цветов камни подразделяются на 3 категории:

Полихромные с благоприятным сочетанием цветов в пределах ньюансных гармоний;

Монохромные, с гармоничными отклонениями от доминирующего тона;

Полихромные с неблагоприятным сочетанием цветов.

Одним из главных параметров, характеризующих декоративность облицовочного камня, является текстура, при которой следует по­нимать проявление на поверхности изделия строения камня, дающего информацию о его происхождении. Текстура камня характеризуется: степенью развития рисунка, степенью проявления структуры, про­свечиваемостью.

Рисунок обусловливает декоративность природного камня, зависит от направления распиловки камня относительно ориентировки минералов, а его красота зависит от характера сочетания цветов, оригинальности, выразительности рисунка на смежных изделиях, а также четкости его выявления при различных фактурах обработки, что и обусловливает классификацию камня по этому признаку (табл. 6.6).

Структура дополняет рисунок поверхности камня и формирует его. По этому признаку облицовочные камни подразделяются на две категории: I—с декоративными структурами; II—с недекоратив­ными структурами.

Группирование камней по категориям структур приведено в табл. 6.7.

Таблица 6.6 '

Классификация камня но декоративности рисунка (но данным В11И П И И С| ромсырьс)

Категория

Рисунка

подпись: категория
рисунка

Камни

подпись: камниХарактеристика породы

I

Граниты и анало­гичные извержен­ные породы

Мраморы, извест­няки, доломиты, туфы, песчаники кварциты, травер- тины

подпись: граниты и аналогичные изверженные породы
мраморы, известняки, доломиты, туфы, песчаники кварциты, травер- тины
Слоистый облачный, с гармонично располо­женными прожилками, позволяющими созда­вать в облицовке общий рисунок на смежных плитах

II Без рисунка

III С рисунком в виде секущих прожилок, лишен­ных гармонического сочетания с фоном

I Пейзажный, древовидный, брекчиевидный, со­ставленный из нескольких цветов

II Полосчатый, с прожилками, трещинами типа черепных швов, заполненных цементирующим веществом; сильно пористые разновидности из­вестняков с закономерно расположенными по­рами

III Неправильный в виде включений, контрасти­рующих с общим фоном

Камни

Категория

Структуры

Характеристика структуры

Граниты цветные и бело-серые, лабра-

I

Крупно - и гигантозер­

Дориты черные и серые, габбро-нориты.

Нистые

Анортозиты

II

Средне - и мелкозернис­

Кварциты, граниты серые, сиениты, ди­

Тые

Ориты, гранодиориты. песчаники, мра­

II

Средне - и крупнозернис­

Моры. известняки и т. п.

Тые

I

Мелкозернистые

Таблица 6.7

Классификация камня но категориям структур (по данным ВНИПИИСт ромсырьс)

подпись: классификация камня но категориям структур (по данным внипиист ромсырьс)

Просвечиваемость характеризует способность верхнего слоя камня частично пропускать свет, выявляя при этом внутренние рисунок и структуру. Наилучшей просвечиваемостью обладают ониксы, гип­совые камни, кальцифиры, белые мраморы. Это свойство зависит от чистоты мрамора и ориентации в нем оптических осей кальцита. Камни изверженных пород, как правило, просвечиваемостью не обладают.

По просвечиваемости камни классифицируются на три категории (табл. 6.8).

Наряду с цветом и текстурой фактура лицевой поверхности камня играет важную роль при оценке его декоративности. Фактура представляет собой параметр, определяющийся характером и высо­той рельефа поверхности, полученной после соответствующей обработки. Действующие ГОСТы на продукцию из облицовочного камня предусматривают фактуры обработки, приведенные в табл. 6.9.

Таблица 6.8

Классификация камней но просвечиваемости (по данным ВНИПИИСіромсьірье)

Категория

Просвечива­

Емости

Глубина просвечиваемости образцов, мм

Аналог

I

10—20

Оникс агамзалинский, вулканическое стекло (обсидиан), арагонит

I!

10—20

Мраморы газганский и прохоробалан - динский

III

Не просвечивают

Граниты, габбро, лабрадориты и другие

-

Породы /

Таблица 6.9

Фактуры обработки природных облицовочных камней

Наименование

Фактур

Способ получения

Характеристика

«Скала»

Точечная

Т ермообработан - ная

Скалывание по пери­метру лицевой поверх­ности с помощью за­кольника, либо распи­ливание заготовки на колочном станке Обработка крестовой бучардой

Воздействие на лицевую поверхность высокотем­пературной газовой струи

Отколотая поверхность с неров­ностями рельефа до 200 мм без следов инструмента

Равномерно шероховатая поверх­ность с неровностями скола рель­ефа высотой до 2 мм Шероховатая поверхность со сле­дами шелушения и неровностями рельефа высотой до 10 мм

Наименование

Способ получения

подпись: способ получения

Характеристика

подпись: характеристикаФактур

Обработанная

Ультразвуком

Пиленная Б-1

Пиленная Б Пиленная А

Шлифованная

Лошеная

Полированная

Воздействие на лицевую поверхность ультразву­ковыми колебаниями в водной среде Пескоструйная обработ­ка, либо химическая очистка

Распиловка рамными и канатными пилами со свободным абразивом Распиловка алмазными штрипсовыми и диско­выми пилами

Обработка шлифоваль­ным инструментом (средне - и грубозернис­тым)

Обработка доводочным шлифовальным инстру­ментом без накатки глянца

Накатка глянца полиро­вальным инструментом

Матовая поверхность с выявлен­ными цветом, рисунком и струк­турой камня

Неравномерно шероховатая по­верхность с резкими штрихами от зерен крупного абразива (высота рельефа 1«—3 мм), очищенная от окислов, подтеков и шлама Такая же, но не очищенная от окислов, подтеков и шлама

Гладкая поверхность с малозамет­ными следами от работы инстру­мента, с отдельными неровнос­тями рельефа до 3 мм Равномерно шероховатая поверх­ность со следами обработки (вы­сота микрорельефа 0,2—0,5 мм)

Гладкая матовая поверхность без следов обработки, полное выявле­ние рисунка камня

Зеркальный блеск на поверхности плиты, четкое отражение предме­тов

Необходимо учитывать, что фактура облицовочных материалов даже из камня одной и той же разновидности может значительно изменять характер облицовки. Фактуры обработки резко меняют как светлоту так и насыщенность камня, рисунок. Это свойство зачастую используется специалистами для оформления художественных надписей и рисунков на камне, которые наиболее отчетливо и оригинально смотрятся на фоне полированных поверхностей темноцветных мел­козернистых камней.

Цвет камня особенно выявляется при полированной фактуре и несколько снижается при лощеной. Фактуры скалывания понижают насыщенность цветового тона в еще большей степени. В подавляющем большинстве оценка декоративности камня производится по образцам полированной фактуры, наиболее полно выявляющей цвет и текстуру породы (неполирующиеся разновидности оцениваются по лощеной фактуре).

Декоративностью камня можно управлять, камням можно прида­вать другой цвет (подкрашивать), на них можно наносить различных типов декоративно-защитные покрытия (бесцветные и цветные лаки, смолы, смесь горного воска со скипидаром и другие). Изделиям из 156

Неполируемых камней можно искусственно создавать квазиполирован - ные поверхности.

Декоративность камня в сочетании с эксплуатационными харак­теристиками качества является потребительским свойством, опреде­ляющим его ценность, то есть потребительскую стоимость природного камня, на основании чего можно определить области его рациональ­ного использования.

Оценка декоративности камня состоит из следующих этапов: подготовка образцов, предварительная оценка признаков декоратив­ности. учет корректирующих признаков, установление класса деко­ративности камня и составление экспертного заключения о декоратив­ности.

Согласно методике ВНИПИИСтромсырье образцы для оцен­ки декоративности камня должны быть представлены прямоу­гольными плитками размерами 400 х 250 х 10 20 мм, вырезан­ными на алмазно-дисковом станке. Образец должен быть из­готовлен в полированной или лощеной фактуре. Для предва­рительной оценки декоративности допускается изготовление об­разцов, вырезанных из керна в виде полуцилиндров и дисков с минимальными размерами по ширине, 90—100 мм, по дли - ,не 200 мм, для дисков диаметр 90—110 мм, толщина 10 мм. Образцы вырезаются из пробы в трех взаимно перпендикулярных направлениях, по два образца по каждому направлению, что обеспечивает наиболее полную характеристику камня. Минимальное количество образцов, по которым оценивается декоративность должно быть 6.

Лицевая. поверхность образцов должна быть полированной, а для неполирующихся пород лощенной. Для получения глянца наивысшего класса полировку образцов лучше осуществлять вой­лочными кругами с использованием свободных полирующих ве­ществ таких, как окись алюминия или окись олова. Окись хрома и другие цветные порошки допускаются только для полировки образцов плотных изверженных пород, а также черно-серых раз­новидностей камня.

Для выполнения предварительной оценки признаков декоратив­ности устанавливается категория по каждому из основных признаков декоративности данного образца: цветности, насыщенности, свет­лоте, цветовому предпочтению, однородности, сочетанию цветов, рисунку, структуре, просвечиваемости, полируемости. Категория по каждому из указанных признаков декоративности устанавлива­ется либо органолептическим, либо инструментальным методом анализа.

Далее производят предварительную оценку декоративности камня ■ по балльной системе с раздельной оценкой в баллах каждого параметра декоративности в зависимости от категории, оценивая экспертным анализом положительные признаки, как показано в табл. 6.10.

Таблица 6.10

Предварительная оценка декоративности камня

Основной

Параметр

Декоратив­

Ности

Признак декоратив­ности (поло­жительный)

Категория

Признака

Характеристика

Признака

Оценка в баллах

Примечание

Цвет

Цветность

1

Хроматические

5

II

Ахроматические

2

Насыщен­

I

Интенсивно-насы-

6

Данный при­

Ность

Щенный (0,8—1,0)

Знак использу­

II

Средненасыщен­

4

Ется только

1

Ный (0,4 0.8)

Для хромати­

III

Слабонасыщен­

3

Ческого ряда

Ный (0.1 0.4)

Расцветок в со­

IV

Ненасыщенный

1

Ответствии с

0,1

Табл. 6.2

Светлота

I

Черные, бело-се-

4

Данный при­

Рые, белые

Знак использу­

II

Светло-серые,

2

Ется для ахро­

Средне-серые

Матических

III

Темно-серые,

1

Цветов в соот­

Черно-серые

Ветствии с

Табл. 6.4

Цветовое

I

Уникальное,

6

Следует поль­

Предпочте­

Исключительно

Зоваться табл.

Ние

Редко встреча­

6.5

Ющиеся в природе

/

II

Сравнительно

4

Редко встреча­

Ющиеся

111

Рядовые

2

Однород­

I

Однородный

2 (4)

В скобках дана

Ность

Тон

Оценка для ста­

II

Неоднородный

4 (2)

Туарных разно­

Тон

Видностей кам­

Ня

Сочетание

I

Полихромные с

5

Данный при­

Цветов

Благоприятным

Знак использу­

Сочетанием цве­

Ется для хро­

Тов в пределах

Матических

Ньюансных гар­

Цветов

Моний, при нали­

Чии рисунка до­

Пускается цвето­

Вой контраст

Основной

Параметр

Декоратив­

Ности

Признак декоратив­ности (поло­жительный)

Категория

Признака

Характеристика

Признака

Оценка

В баллах

Примечание

II

III

Монохромные с гармоническими отклонениями от доминирующего тона

Полихромные с неблагоприятны­ми сочетанием цветов, не созда­ющих общего ри­сунка

3

Текстура

Рисунок

Мрамс

Г ранит

I

II

III

>ры, мра»

I

II

Ы и аналогичные

Слоистый, облач­ный с гармонично расположенными прожилками, по­зволяющими соз­дать в облицовке общий рисунок на смежных плитах Без рисунка С рисунком в ви­де секущих про­жилок, лишенных гармонического сочетания с фо­ном

Лоризованныс извс

Пейзажный, дре­вовидный. брек - чевилный. состав­ленный из не­скольких цветов Полосчатый, с прожилками, с трещинами типа черепных швов, выполненных це­ментирующим ве­ществом, сильно­пористые разно­видности извест­няков с законо­мерно располо­женными порами

Извержена

6

3

2

1'ГНЯКИ

6

3

>

Ыс породы

Смотри табл. 6.6

Смотри табл. 6.6

Основной

Параметр

Декоратив­

Ности

Признак декоратив­ности (поло­жительный)

Категория

Признака

Характеристика

Признака

Оценка

В баллах

Примечание

III

Неправильный, в виде включе­ний, контрастиру­ющих по отноше­нию к общему фону

2

Структура

I

Крупно и гиган- то-зернистые, цветные граниты, лабрадориты, габбро-нориты, анортозиты, мел­козернистые се­рые граниты, сие­ниты, диориты, гранодиориты, кварциты, песча­ники, мраморы, мраморизованные известняки

4

Смотри табл. 6.7

II

Средне и мелко­зернистые цвет­ные граниты, лаб­радориты и габ­бро, средне и крупнозернистые серые граниты, сиениты, диори­ты, гранодиори­ты, кварциты, песчаники, мра­моры и извест­няки

2 1

Просвечи­

Ваемость

1

II

III

10—20 мм 10—20 мм Не просвечива­ются

3

2

1

Смотри табл. 6.8

Фактура

Полиру-

Емость

1

II

III

IV

170 единиц шкалы блескомера 130- 160 70—130 70

5

3 2 ■ 1

1 1

Корректирующие коэффициенты отрицательных признаков (по данным ВНИПИИстромсырье)

подпись: корректирующие коэффициенты отрицательных признаков (по данным внипиистромсырье)Результат предварительной оценки по каждому параметру деко­ративности (цвету, текстуре, фактуре) уточняется путем ввода соот­ветствующих корректирующих коэффициентов, учитывающих влияние отрицательных признаков. Для этого суммарная балльная оценка по каждому параметру декоративности умножается на соответст­вующие этому параметру коэффициенты корректировки, значения которых по отрицательным признакам приведено в табл. 6.11.

Параметр

Декоратив­

Ности

Вид природ­ного камня

Отрицательные признаки

Корректиру­ющий коэф­фициент

Цвет

Г раниты красные

Желтые оттенки, бурые и темные пятна, подтеки.

Локальные скопления темноцветных минералов.

0,8—0,9 0,9

Граниты

Желтые и бурые оттенки; неравномер­

0,7—0,8

Серые

Ность расцветки

0,8—0,9

Лабрадо - риты чер­

Бурые пятна и подтеки, желтоватые ос­ветленные участки.

0,7—0,8

Ные

Малая ирризация, отсутствие ирризации

0,7

Лабрадо-

Отсутствие ирризации, блесоватые

0,7

Риты серые

Участки

0.7

Г аббро

Серые оттенки Неравномерность расцветки.

0,7

0.8

Мрамор белый ста­туарный

Неравномерность расцветки; холодный тон; наличие прожилок

©

V*

Р

00

Мрамор белый об­лицовоч­ный

Неравномерность расцветки

0,8—0,9

Мрамор

Серый

Желтые и бурые оттенки, прямолиней­ный характер рисунка

0,6—0,7

Мрамор

Черный

Желтоватые и блесоватые участки

ОО

О

1

О"

Мрамор

Цветной

Слабая насыщенность основного тона с наличием ахроматических участков

0,8—0,9

Известня­

Неравномерность окраски; наличие пор,

0,7—0,8

Ки, доло­

Располагаемых незакономерно; наличие

0,7—0,8

Миты

Включений; серые и бурые оттенки

0,6—0,8 0,7—0,8

Текстура

Г раниты

Рисунок в виде резких крупных пятен, хорошо заметных с большого расстоя­ния (8—10 м); рисунок в виде резких прямолинейных полос

0,8—0,9 0,9

Лабрадо-

Неравномернозернистая структура; мел­

0,9

Риты

Козернистая структура

0,9

Г аббро

Неравномерная структура

0,9

Мрамор

Рисунок в виде мелких пятен; крупно­

0,8

Белый

Зернистая структура

0,8

Таблица 6.11

6 — Облицовочный камень

161

Параметр

Декоратив­

Ности

Вид природ­ного камня

І

Отрицательные признаки

Корректиру­ющий коэф­фициент

Фактура

Мрамор

Цветной

Серый,

Черный

Известня­

Ки,

Г раниты, лабрадо- риты, габ­бро

Мраморы

Мелкомасштабный рисунок; крупнозер­нистая структура

Рисунок в виде мелких и крупных пятен; крупнозернистая структура «Шагреневая» поверхность после поли­ровки; невысокая полируемость

Наличие неполирующихся участков

0,8—0,9 0.8—0,9

‘ 0.7—0,8 0.8 0.8—0,9

0,8

Итоговая оценка

Декоративности камня (в баллах)

С учетом

Корректирующих коэффициентов определяется по формуле

... < + (£Т)К ... АГІ + ФКІ... (6.1)

Где А—уровень декоративности; —суммарная оценка декоратив­ности по признакам цвета; ... Кц— корректирующие коэффициенты

Признаков цвета; У Т—суммарная оценка декоративности по призна­кам текстуры; ЛГТ ... К — корректирующие коэффициенты признаков текстуры; Ф —оценка декоративности по признакам фактуры; А"ф... А"ф — корректирующие коэффициенты признака фактуры.

Дробный и итоговый результат округляется до целого числа.

Оценка декоративности производится для каждого образца от­дельно, после чего определяется среднее арифметическое в целом для данного камня.

Класс декоративности породы устанавливается путем сопоставле­ния итоговой среднеарифметической оценки декоративности с клас­сификацией декоративности облицовочных материалов, разработанной ВНИПИИстромсырье и приведенной ниже:

Класс декоративности Итоговая оценка декоративности, баллы

I TOC o "1-5" h z (высокодекоративный) .............................. >32

II (декоративный) .......................................... 23—32

III (малодекоративный) .................................. 15—23

IV (недекоративный) ...................................... <15

После установления класса декоративности составляется экс­пертное заключение, в котором обязательно приводится харак­теристика основных признаков декоративности, отмечается уровень влияния отрицательных факторов, уменьшающих художественно­эстетическую ценность породы, дается сопоставление с имеющимися аналогами.

Заключение составляется по форме, образец которого приводится ниже.

Экспертное заключение о декоративности эндербита Рахиеполевского месторождения Винницкой обл.

Рахнеполевское месторождение эндербита разведано Побужской геологоразве­дочной партией Правобережной геологоразведочной экспедиции Мингео Украины (авт. Жилицкий В. Н.). Оценка декоративности рахиеполевского эндербита произ­водилась на 6 образцах, вырезанных из керна в виде полуцилиндров, разрезанных в трех взаимно перпендикулярных направлениях с полированной фактурой, а также 12 плит образцов полированной фактуры. Линейные размеры, форма и уровень полировки представленных на испытание образцов отвечают требова­ниям методических рекомендаций ВНИПИИстромсырьс «Оценка декоративности облицовочных материалов из природного камня», согласно которой производилась оценка декоративных свойств эндербита Рахиеполевского месторождения.

Произведенная оценка упомянутых образцов позволила установить следующее.

В декоративном отношении рахнеполевской эндербит представлен одной ахроматической разновидностью, характеризующейся в полированной фактуре обработки черно-серым цветом основного фона (2-я ступень светлоты) с едва уловимым оттенком голубого тона. На этом фоне формируется нечеткий рисунок эндербита в виде темно-серых, светло-серых, бежево-пурпурных пятен, размещенных без какой-либо закономерности. Эндербиту характерен четко выраженный рисунок и рисунок, имеющий дымчатый, размытый характер. Местами встречаются скопления агрегатных соединений кварца бело-серого цвета. Включения, формирующие рисунок эндербита, незначительны и со­ставляют 5—20% оцениваемой поверхности.

Безусловно, положительным свойством рахиеполевского эндербита является приятный черно-серый фон с нежной едва заметной голубизной, а также размытость и многотонность и в то же время малочисленность общего рисунка, позволяющие выполнять облицовку без специального предварительного подбора плит по рисунку и тону. Следует отметить, что встречающиеся иногда на общем фоне резко контрастирующие светло-серые включения агрегатных соединений кварца к резкому снижению декоративности не приводят.

Структура эндербита в целом может быть охарактеризована как средне­зернистая, хотя здесь встречается значительная часть участков со скоплениями крупных зерен. Просвечиваемостью эндербит не обладает, что соответствует

III категории шкалы просвечиваемости.

К достоинствам рахиеполевского эндербита следует отнести его способ­ность хорошо полироваться. Предельный блеск полированной поверхности превышает 170 ед. по блескомеру, что соответствует I категории полируемости.

Общая оценка декоративности рахиеполевского эндербита произведена квалиметрическим методом по балльной системе в соответствии с Методиче­скими указаниями, разработанными лабораторией декоративного камня ин­ститута ВНИПИИстромсырье.

Декоративность камня определена (в баллах) с помощью итоговой оценки (уровня декоративности), вычисленной по формуле

А=(£ц)к^.к1+Ет)1с;...к1+ф1с;к;,

Где А — итоговая оценка декоративности; £Ц—суммарная оценка декоратив­ности по признакам цвета; К„... К„ — корректирующие коэффициенты признаков цвета; £Т — суммарная оценка декоративности по признакам текстуры; К}... — корректирующие коэффициенты признаков текстуры; Ф—оценка

Декоративности по признаку фактуры; Кф... Кф — корректирующие коэффици­енты признака фактуры.

Для рахиеполевского эндербита итоговая оценка декоративности составила

А = (2+1+4+4)0,9 + (6 + 2+1)+5 = 24.

В соответствии с классификацией облицовочного камня рахнеполевской эндербит по декоративности может быть отнесен ко II классу, то есть признан декоративным.

Рекомендуемая область применения: наружная и внутренняя облицовка стен, цоколи, парапеты, ступени, каменные изделия товаров народного потребления. Должность, степень и звание Фамилия, инициалы

Лица, выдавшего заключение Подпись, печать

Оставить комментарий